„Ида” Павла Павликовского получила Оскар в категории „Лучший зарубежный фильм”. Это первый польский фильм, отмеченный в этой категории американской Киноакадемией.
В борьбе за Оскар „Ида” победила такие важные кинокартины, как награжденный Золотым глобусом «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Мандарины» Зазы Урушадзе, пацифистский рассказ об абхазско-грузинском конфликте, «Дикие истории» аргентинца Дамиана Шифрона и прекрасные «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако, мавританского режиссера, фильм которого в 2015 году получил целых семь Цезарей, самых важных французских кинопремий.
Оскар для Павла Павликовского 
Получая премию в Hollywood’s Dolby Theatre, Павел Павликовский сказал:
– Как я тут очутился? Я снял черно-белый фильм о необходимости тишины, ухода от мира и созерцания, и вот я здесь – в эпицентре мирового шума и внимания. Жизнь полна сюрпризов...
„Ида” – это первая польская кинолента, которая получила статуэтку для лучшего зарубежного фильма. Ранее за нее боролись 9 польских фильмов: „Нож в воде” Романа Поланского, „Фараон” Ежи Кавалеровича, „Потоп” Ежи Хоффмана, „Земля обетованная”Анджея Вайды, „Ночи и дни” Ежи Антчака, „Барышни из Вилько”, „Человек из металла” и „Катынь” Анджея Вайды, а также „Во мраке” Агнешки Холланд.
Оскар для фильма Павла Павликовского увенчал длинный список наград, полученных„Идой”. Польский фильм был отмечен уже более 100 раз, в том числе премиями кинофестивалей в Варшаве, Лондоне, Гдыне и Торонто, а также получил пять Европейских кинопремий, испанскую премию Goya и британскую BAFTA.

Фильм Павла Павликовского был также номинирован на Оскар за лучшую операторскую работу авторства Лукаша Жаля и Ришарда Ленчевского. Как и ожидалось, премия в этой категории досталась Эммануэлю Любецки, автору потрясающей съемки в «Бёрдмэне»Алехандра Гонсалеза Иньярриту. Любецки второй раз подряд получил Оскар как лучший оператор – годом ранее он был награжден за работу в фильме «Гравитация» Альфонсо Куарона.
„Иоанна” и „Наше проклятие” не награждены
За статуэтку Оскара за лучшую короткометражную ленту в этом году сражались целых два польских фильма – «Иоанна» и «Наше проклятие». «Иоанна» Анеты Копач – это портрет Иоанны Салыги, автора блога «Платок», которая на страницах интернет-дневника описывала свою борьбу с раком и освоение смерти. Это один из красивейших документальных фильмов ушедшего года, рассказанный при помощи прекрасной нежной операторской работы Лукаша Жаля и музыки Яна Качмарка.
Второй из польских кандидатов на Оскар – „Наше проклятие” Томаша Сливинского – также является драматическим рассказом о болезни, которая меняет жизнь всей семьи. Молодой режиссер направляет камеру на самого себя и свою семью, чтобы таким образом справиться со собственными страхами и лучше понять мир. Он рассказывает о болезни своего сына Лео, который появился на свет с «проклятием Ундины» – центральным врожденным гиповентиляционным синдромом. Болезнь приводит к тому, что больной во время сна перестает дышать и потому нуждается в пожизненной респираторной поддержке аппарата искусственной вентиляции легких. От этой редкой болезни в мире страдает около 300 человек, в Польше – 17.
Оскар за лучший короткометражный документальный фильм получил произведенный HBO фильм „Crisis Hotline: Veterans Press 1” Эллен Гусенберг Кент и Дэнни Пэрри, повествующий о сотрудниках телефона доверия для военных ветеранов, которые пытаются справиться с мыслями о самоубийстве и с депрессией. Этот фильм являлся безусловным фаворитом в своей категории.
„Иоанна” и „Наше проклятие” – это очередные ленты, которые присоединились к престижной группе документальных фильмов, отмеченных номинацией на Оскар. Ранее за премию киноакадемии боролись такие замечательные картины, как «89 мм от Европы»Марцеля Лозинского, «Дети с Ленинградского» Ханны Поляк и Анджея Целинского и«Кролик по-берлински» Бартка Конопки.
Анна Беджицкая без Оскара
В этом году представительница Польши оказалась также среди художников, соревнующихся за премию за лучшие костюмы. Анна Беджицкая-Шеппард была номинирована на Оскар за костюмы в фильме «Малефисента» Роберта Стромберга. Статуэтку, за которую боролись Милена Канонеро за костюмы в “Отель «Гранд Будапешт»”, Марк Бриджес, номинированный за „Врожденный порок” и Жаклин Дюрран, отмеченная за фильм„Уильям Тернер”, получила Милена Канонеро за костюмы в “Отель «Гранд Будапешт»” Веса Андерсона. Это уже третья номинация в карьере для Анны Беджицкой-Шеппард. Ранее она была номинирована на Оскар за костюмы в „Списке Шиндлера” Стивена Спилберга и „Пианисте” Романа Поланского.
Бартош Сташчышын
Culture.pl