Наш сайт использует файлы cookie для предоставления услуг, согласно политике конфиденциальности. Вы можете указать условия хранения или доступа к этому типу файлов в своем браузере либо при конфигурации услуг.
Закрыть

История польского театра

Польский театр до зарождения режиссуры

 

Польский театр – одно из самых ярких, самобытных, непохожих на другие культуры явлений. Ранние представления рыбалтов, овеянное легендами творчество польских романтиков, шокирующий авангард. Польша географически находится на перекрестье европейских влияний: художественные течения и эстетические направления, родившиеся в немецком, русском и французском театрах переплетаются и видоизменяются на польской почве, обретают самость и яркость только польской культуры.

 

Театральное искусство Польши начинает формироваться в литургических действах. В XVI веке в Западной Европе мистерия и моралите клонятся к упадку, а в Польше начинается их рассвет. Самый яркий текст, дошедший до нас - "История о славном воскресении господнем" (1570) - написан ченстоховским монахом Миколаем из Вильковецка, где традиционный библейский сюжет наполнен народным юмором во вставных интермедиях.

Еще в средние века по польским землям начинают странствовать бродячие актеры, которых называют франтами. Они показывают короткие веселые сценки из жизни простых людей, приручают животных, заставляют плясать медведей, говорят птичьими голосами, жонглируют и умеют играть на всех музыкальных инструментах. Искусство франтов повлияло на развитие уникального польского жанра комедии рыбалтов. Рыбалты – учителя отстраненные иезуитами от преподавания за свои вольные взгляды, большинство их пьес анонимны, ведь в представлениях комедиантов странствующих по торговому тракту вдоль Татр поднимались самые злободневные вопросы, народные горести и радости, скандальные истории. Самый знаменитый текст комедии рыбалтов - «Из мужиков в короли» Петра Барыки (1637). При дворе короля Сигизмунда II гастролировали английские актеры, и, вероятно, именно после этих представлений шекспировские сюжеты проникли в представления весельчаков рыбалтов. Сюжет игры «Из мужиков в короли» напоминает приключения строптивой Кэт и её грозного мужа Петруччо из «Укрощения строптивой» Шекспира.

В Кракове с 1500-1525 годы при дворе, в залах Вавеля и в знатных домах выступают ученики ягеллонского университета с переводами античных пьес, эти представления получают название – «театр гуманистов». Развивается придворный театр –  в 1633 году в королевском замке в Варшаве было создан зал специально для театральных представлений.  Одна из первых польских трагедий в подражании античным образцам, написанная белым стихом, пьеса Яна Кохановкого «Отравление послов греческих» (1578). Её сюжет заимствован из «Илиады» Гомера, но мысли героев, их характеры и поступки служили злободневным польским интересам. Пьеса призывала к укреплению королевской власти, что в это время имело очень важное политическое значение. Эта трагедия до сих пор ставится польскими режиссерами и считается образцом поэтического мастерства того периода.

Религиозные представления мистерий, выступления бродячих актеров на ярмарочных площадях и придворные спектакли – все эти явления стали основой для создания первого национального театра в Польше. В Варшаве в 1765 году был открыт Театр «Народовы» - первый профессиональный театр. Возглавил его актер, режиссер, драматург Войцех Богуславский, и один из лучших его спектаклей был поставлен на основе собственной пьесы «Мнимое чудо, или Краковцы и горцы» (1794). Из этого театра вышли ведущие актеры эпохи: Агнешка Трусколяская, Саломея Дешнер, Бонавентура Кудлич. В начале XIX века сложилась школа польского классицизма, ведущим произведением которой была трагедия «Барбара Радзивилл» Алойзы Фелиньского.

XIX век был ознаменован расцветом польской драматургии. Поэты-романтики: Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зигмунд Красинский создают новый тип поэтической драмы, где реальные факты тесно сплетаются с яркими художественными образами, символами; в центре этой драмы – героическая личность, борющаяся за независимость своей родины. Эти пьесы были запрещены к постановке.  Поэтому на сцене в это время царила любовная, страстная, веселая комедия Александра Фредро. Польская драматургия эпохи романтизма представляет собой единственное в своём роде явления во всей европейской литературе. Пьесы, запрещенные в стране, разъединенной на части, стали основой репертуара театра XX века, и лучшие спектакли величайших режиссеров Польши связаны с этими драмами.

И сегодня режиссеры пытаются разгадать мистический текст пьесы, которая вобрала в себя всю жизнь Польши всю жизнь человечества. Ее автор – Адам Мицкевич – мечтал написать не просто драматическую поэму, но пьесу – Космос. Мицкевич создавал «Дзяды» одиннадцать лет, главный мотив этого огромного произведения – народный обряд, пришедший в культуру поляков много веков назад. Дзядами называют крестьянский обряд поминовения умерших предков, чьи добрые и злые духи приходят на землю ночью один раз в году. Самой мощной частью произведения является третья часть, где главный герой Густав, когда-то влюбленный в девушку и страдающий от несовершенства бытия, в котором он не может соединиться с ней, превращается в Конрада. Юноша схвачен и брошен в тюрьму за участие в восстании против захватчиков его родной Польши. На стене камеры он царапает по-латыни с сокращениями, как принято на надгробиях: «Богу наилучшему, наивысшему. – Густав. – Умер в 1823 году – 1 ноября – здесь родился Конрад в 1823 году 1 ноября». Драма посвящена национально-освободительному движению. Перерождающийся герой теперь борется не за любовь, он борется за свободу всего своего народа, он бросает вызов Богу. За его душу сражаются добрые и злые духи, ангелы и демоны приходят в его темницу. А он будто в полусне, в своих грёзах видит прошлое, настоящее и будущее своей страны, его взгляд подобен взору огромной птицы, он всеобъемлющ…

В 1829 году в Варшаве был открыт филиал театра «Народовы» театр «Размаитощи». Тут зарождалась романтическая варшавская школа актерской игры. Великолепный Ян Круликовский блистал в образах Гамлета и Франца Моора из трагедии Шиллера «Разбойники». Болеслав Лещинский поражал сердца зрительниц страстями своих героев. Юзеф Рихтер не знал себе равных в комедиях Фредро.

Но во второй половине XIX века центром театральной жизни становится Краков: здесь формируется новая школа актерского мастерства, так называемая «краковская школа». Здесь начинает свою карьеру удивительная, снискавшая мировую славу, Хелена Моджеевска, которая станет величайшей исполнительницей шекспировских героинь – Джульетты, Офелии, леди Макбет, и шиллеровской Мария Стюард, хрупкой Маргариты в «Даме с камелиями» Дюма. Ее подчеркнуто сдержанная и глубоко психологическая игра, когда каждая героиня – это словно она сама, вся её жизнь, все её страдания и мечты. Во главе краковского театра встал Станислав Козьмян, актер и один из первых режиссеров Польши, который стремился утвердить коллективный стиль игры, по образцу мейнингенской труппы. Именно он вывел на польскую сцену новейший репертуар – пьесы Х. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, Г. Запольской. В этих постановках расцвели таланты Казимежа Каминьского, Людвига и Ирены Сольских, Кароля Адвентовича.

На рубеже XIX-XX веков в Польше начинается развитие режиссерского театра. Леон Шиллер и Юлиуш Остерва закладывают основу для развития двух важнейших направлений театрального искусства, которые станут базой для всех режиссерских исканий XX века. В самом начале прошлого столетия рождаются монументальный, поэтический театра Шиллера, продолжающий традиции польского романтизма, и реалистический, психологический театр «Редута», основанный в 1919 году в Варшаве Юлиушем  Остервой, в основу которого легла театральная система К.С. Станиславского. В 1920-ые годы драматург, поэт, живописец и философ Станислав Игнаций Виткевич, который любил, чтобы его называли Виткаций, разрабатывает театральную теорию Чистой Формы. Это новейшая, авангардистская теория драмы без содержания. В его статьях, пьесах и практической деятельности второй половины 1930-ых годов в небольшом городке Закопане, где и сейчас есть театр его имени, содержание театрального произведения не является главным предметом воплощения, обескураженный зритель должен прямо в момент спектакля пытаться найти смысл и логику странных событий пьесы.          

В польском театре начинается новая эпоха, эпоха ярчайших индивидуальностей, экспериментов, странных метаморфоз сценической площадки, необычных приключений героев, далеких от обыденной жизни драм, а главное – величайших открытий польской культуры. Гений всемирно признанного Ежи Гротовского, сказочные спектакли слишком рано трагически погибшего Конрада Свинарского, наполненные болью мировых войн спектакли-картины Тадеуша Кантора расцветут диковинными цветами в XX веке.

Полина Степанова,

доцент кафедры зарубежного искусства

Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства,

кандидат искусствоведения

 

 

Быставка 250 лет Театра «Народовы» в Google Cultural Institute

История

Календарь

Фото

Newsletter

Если хотите подписаться на новостную рассылку, введите свой e-mail и нажмите OK

О нас

Целью деятельности Польского института в Санкт-Петербурге является распространение достижений польской культуры и науки, расширение знания о польской культуре среди российской общественности, а также развитие контактов, обмен опытом и поддержание диалога между польскими и российскими представителями науки, литературы, искусства, кино, театра и музыки.

Узнать больше

Радио Польша

Радио Польша

Узнать больше