Наш сайт использует файлы cookie для предоставления услуг, согласно политике конфиденциальности. Вы можете указать условия хранения или доступа к этому типу файлов в своем браузере либо при конфигурации услуг.
Закрыть

В России

Юрий Шуйский

Известно, и на этом сайте уже говорилось, что польский кинематограф вместе с театром начал играть одну из важнейших ролей в становлении польского самосознания уже с середины 50-х годов прошлого века, как только в стране появились первые признаки «оттепели». Учитывая особую роль кино в деле культуртрегерства, отдельно следует отметить его  значение в позиционировании свободолюбивой  польской ментальности за рубежом.  В различного рода кинематографических направлениях польская анимация, в свою очередь, также играла роль особую и исключительную: с одной стороны, исходя из своих потенциальных  многосторонних возможностей, с другой  --   блестяще  эту возможность воплощая в реальность, что отличало в Польше ситуацию  от большинства других кинематографических стран. Нельзя не отметить, что   польская анимация  вот уже более 70 лет является одной из самых интересных и удерживающих свои передовые позиции на мировом кинематографическом небосклоне.

В рамках данного текста речь идет об анимации взрослой (хотя детские «мультяшки» всегда пользовались неизменным успехом и у взрослой аудитории как в самой Польше, так и далеко за её пределами (фильмы про Болека и Лёлека, собаку Рекс и многое другое).

Здесь необходимо некоторое отступление общего порядка. Анимация считается «царицей киноискусства» в соответствии с определением, как «не имеющая ограничений в виде человеческого тела». Действительно, в отличие от остальных видов киноискусства, анимация может использовать любые  направления: абстракционизм, сюрреализм, авангардизм в широком значении этого понятия, и вообще  способна соединять и скрещивать самым, казалось, немыслимым образом всё, на что способно в области аудио и видео человеческое сознание с помощью последних технических достижений. Именно эта «возможность всего»  сыграла большую роль в стремительном становлении и международном  успехе польской анимации, в первую очередь благодаря  творческому тандему Валериана Боровчика (1923  --  2006) и Яна Леницы (1928  --  2001) и их совместно сделанному фильму «Дом» (1958),  рассказывающему об обитателях некоего многоквартирного здания. Полная новаторских экспрессионистских приемов  визуального и звукового решений, используя эзоповский язык, лента, критически осмысливающая положение Польши того времени, дала могучий стимул для дальнейшего развития авторской, серьезной, философской и, вместе с тем, социально ангажированной национальной анимации. Точно определил эту веху Мартин Гижицкий, написавший в польском журнале «Кино»: «в анимационном кино (...) существовали две эпохи: до и после Яна Леницы и Валериана Боровчика». Их творчество, отмеченное своеобразным художественным мышлением, открыло путь к формированию целого нового направления под названием «Польская школа анимации».

Результаты этого формирования не заставили себя долго ждать. При этом отметим, что 60-е годы прошлого столетия вообще считаются «золотыми» для польского кинематографа и, соответственно, анимации. Учитывая ограниченные размеры  этого текста, остановимся на нескольких наиболее интересных и значимых именах и названиях, с точки зрения автора этих строк.

Среди множества  имен блестящих режиссеров, разнообразно и плодотворно разрабатывающих возможности анимации,  хочется, прежде всего, выделить Мирослава Киёвича. (1929  -  2000). В своих подчёркнуто лапидарных по технике исполнения и, вместе с тем, наполненных глубоким философским, в первую очередь, экзистенциальным,  смыслом фильмах,  Киёвич исследовал социальные и политические рефлексии окружающего мира.  Примером может быть его фильм «Клетки» (1967) – шедевр, в котором надзиратель, присматривающий за заключенным, находящемся в клетке, сам оказывается заключенным в другой, большей клетке, за которым наблюдает другой надзиратель, также, в свою очередь, находящийся в ещё большей клетке, за которым… и так далее  ad infinitum. С неизменным талантом Киёвич переходит от фильмов, наполненных конкретными политическими ассоциациями бэкграундом к лентам, ставящим философские,  общечеловеческие вопросы. Так, не менее знаменита «Дорога» (1971), в которой герой,  аллегорически размышляя о проблемах выбора, осознания своего предназначения в жизни, пытаясь позиционировать себя в нескольких  несовместимых качествах, буквально раздваивается и в итоге не может вновь собрать себя в единое целое.

Фильм-эксперимент в чистом виде, исследование,  расширяющее границы познания,  занимает в польской анимации большое место. Работа с формой, играющей значительную роль и в фильмах с большим нарративом, зачастую становится доминирующей. В этом отношении показательно творчество Стефана Шабенбека (род. 1940), где изображения различных геометрических построений и цифр погружают нас в совершенно искусственный, абсолютно нереальный, но вместе с тем важный для познания мир так называемой «цифровой философии», разрабатываемый некоторыми современными учеными и дающий толчок для развития определённых  философских направлений  и космогонии.

Особое место занимает творчество Ежи Кучи (род. 1942). Тонкие рефлексии в его фильмах, построенные, возможно, на личных воспоминаниях, заставляют  внимательно вглядываться в окружающую нас повседневную жизнь, видеть её проявления, зачастую не замечаемые и не осознаваемые, находить и чувствовать нашу связь с детством, тем «добрым», «хорошим» и «правильным», которое сформировало  и воспитало нас, но померкло под давлением  прагматики (зачастую конформистской), нас окружающей. Примером может послужить гениальная лента «Настройка инструментов» (2000 ), где ряд сцен, зарисовок, микросюжетов, рождающих в подсознании необыкновенное сюрреалистическое чувство, состояние, которое можно сравнить с некоей чарующей, необыкновенной и не поддающейся вербальному описанию музыкой.

Конечно, нельзя не упомянуть наиболее известного в мире польского аниматора Збигнева (Збига) Рыбчиньского (род. 1950). Его работы,  одновременно наполненные как техническими  новациями, так и вызывающие у зрителей неожиданные ассоциации, стали широко известны после оскароносного «Танго» (1983). Постоянно  экспериментируя, режиссёр рефлексирует на болезненные темы, связанные с противостоянием личностной свободы и общественного насилия. Но если в  работах, сделанных на родине, режиссер, связанный с «Солидарностью», сюрреалистически зашифровывал  свои политические взгляды и аллюзии, то после переезда из социалистической Польши на Запад кинематографическое выражение этих взглядов  стало более прозрачным, что, среди прочего, стало менее интересным с точки зрения кинематографического языка.

Изменения, произошедшие в Польше после 1989 года, не помрачили блеск анимации на кинематографическом небосклоне. В подтверждение этого  отметим несколько талантливых имен и работ последнего периода: Марека Скробецкого (род. 1951), работающего с куклами, что редко встречается в польской анимации («ichtthys» 2005), Томека Багиньского (род. 1976), осваивающего безграничные просторы  компьютерной анимации(«Кафедральный собор» 2002), Томека Дуки (род. 1982) («Купальни» 2013).

Список успешно и плодотворно работающих режиссеров в этой области насчитывает много имён, что несомненно является залогом дальнейших успехов польского анимационного искусства. Вместе с тем, считая этот текст  вводным, начальным, мы намеренно упомянули небольшое количество фильмов. Также для ограничения объёма, не привели их многочисленные награды. Заинтересовавшиеся могут легко найти как фильмы, так и дополнительную о них информацию на просторах интернета.

Театр/Кино

Календарь

Фото

Newsletter

Если хотите подписаться на новостную рассылку, введите свой e-mail и нажмите OK

О нас

Целью деятельности Польского института в Санкт-Петербурге является распространение достижений польской культуры и науки, расширение знания о польской культуре среди российской общественности, а также развитие контактов, обмен опытом и поддержание диалога между польскими и российскими представителями науки, литературы, искусства, кино, театра и музыки.

Узнать больше

Радио Польша

Радио Польша

Узнать больше