Наш сайт использует файлы cookie для предоставления услуг, согласно политике конфиденциальности. Вы можете указать условия хранения или доступа к этому типу файлов в своем браузере либо при конфигурации услуг.
Закрыть

История

Приглашаем молодых ученых, студентов и аспирантов к участию в конкурсе «Актуальная наука» памяти О.Н. Кена.

Мы продолжаем публиковать фрагменты статей участников конкурса прошлых лет и напоминаем, что срок подачи работ в этом году истекает 15 сентября.

Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию фрагмент статьи Елены Кольцовой, участницы Третьего конкурса (2010), «Католическая церковь Польши и вступление Польши в Европейский союз». Эта тема особенно актуальна сегодня, ведь 1 мая 2014 Польша отпраздновала 10-летие в составе  Европейского Союза. В связи с этим интресно вспомнить, каковы были ожидания различных представителей польской католической церкви перед вступлением в ЕС.

Полностью статью можно прочесть в сборнике «Близкая дистанция. ХХ век». СПб, 2011. С. 64-78.

 

<…> к началу демократических перемен в Польше и ее внешнеполитической переориентации Католическая церковь подошла, обладая моральным авторитетом, пользуясь уважением и поддержкой польских граждан. Эти авторитет и уважение, пусть и в меньших масштабах, чем на рубеже 1980–1990-х гг., она сохраняет за собой и в конце XX – начале XXI в., что косвенно подтверждается стремлением польских политиков в вопросах европейской интеграции опираться на поддержку церкви. Поскольку взгляды церковных иерархов и приходских священников оказывали немалое влияние на отношение польского общества, по крайней мере «практикующих католиков», к европейским интеграционным процессам и участию в них Польши (на это, очевидно, и делали ставку польские политические лидеры), мы считаем необходимым уделить внимание позиции Католической церкви и, пусть в меньшей степени, Папы Римского Иоанна Павла II по указанному вопросу.

Иоанн Павел II, по сей день культовая фигура для поляков, всегда поддерживал усилия европейских стран по созданию объединенной Европы, поскольку само его геополитическое мышление зиждилось на неприятии разделения мира на Запад и Восток и разделения Европы по религиозному принципу (общеизвестен часто употребляемый им образ Западной и Восточной Церквей как «двух легких» единой христианской Европы), а тем более по идеологическому, общественно-политическому и экономическому принципам. К тому же у Папы Римского было свое представление о способе объединения

Европы — им владел замысел создания (или, скорее, воссоздания) единой христианской Европы. По его мнению, корни европейской цивилизации стоило искать в христианстве, с ним же он связывал и будущее Европы, поскольку, отказавшись от христианства, она лишится значительной части своих основ. «Без христианства — обращался Иоанн Павел II к своим слушателям в Сантьяго-де-Компостела, — невозможно понять европейское самосознание; именно в христианство уходят своими корнями цивилизация старого

континента, его культура, его динамика, его предприимчивость, его способность к конструктивной экспансии на другие континенты — одним словом, все то, что является его гордостью».

Иоанн Павел II был убежден в том, что церкви Европы способны внести вклад в виде исторического опыта и культурно-духовного наследия в интеграционные процессы континента, но только тогда, когда, реализуя «императив христианской совести», они преодолеют конфессиональные разделы. Истинная роль Католической церкви в интеграции Европы, по мнению Папы, должна состоять в создании новой «Европы духа». Он полагал, что правовое регулирование европейской интеграции станет эффективным при условии, что в его основе будет лежать «ценностная солидарность», творящая объединенную «Европу духа». Он указывал на те духовные ценности, с которыми должен идентифицировать себя европеец: достоинство и права человека, неприкосновенность жизни, свобода и справедливость, чувство братства и солидарности людей. В ЕС превыше всего должны уважаться человеческая личность и разнообразные сообщества. Папа решительно высказывался за уважение к истории каждой претендующей на вступление в ЕС страны и национального самосознания ее граждан. Оценивая значение для Евросоюза экономического взаимодействия его стран-участниц, Иоанн Павел II указывал на необходимость целостного видения их политического, общественного, научного, технического и культурного взаимодействия.

Папа не ставил под сомнение необходимость участия посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы в европейских интеграционных процессах, поскольку таким образом мог быть преодолен раскол Европы. В июне 1999 г., в ходе очередного визита в Польшу, в обращении к польскому Сейму он заявил: «Польша имеет полное право участвовать в общем процессе прогресса и развития мира, особенно Европы. Интеграция Польши с ЕС с самого начала поддерживалась Апостольской Столицей. Исторический опыт, которым обладает Польша, ее духовное и культурное богатство могут эффективно способствовать общему благу всей человеческой семьи, и прежде всего укреплению мира и безопасности в Европе».

Конференция Епископата Польши — института, управляющего польской Католической церковью, — разделяла позицию Иоанна Павла II по вопросам европейской интеграции и участия в ней страны, о чем неоднократно заявляла в своих пастырских обращениях. В них высшие иерархи польской Католической церкви отмечали, что в важный период все более полной интеграции Польши с экономическими и политическими структурами ЕС они не могут оставаться в стороне от этого процесса и в очередной переломный момент истории польского народа готовы возобновить многовековую традицию Католической церкви по формированию сознания поляков (не только католиков, но и всех людей доброй воли) таким образом, чтобы они «совершали правильный выбор, служащий благу и единству народов».

Кроме церкви, в дискуссию о вступлении Польши в ЕС должны быть включены все ответственные за национальное наследие организации и лица, и информацию об этих дискуссиях следует в полном объеме предоставлять обществу, поскольку вступление Польши в ЕС на десятки лет определит ее будущее. Вслед за Иоанном Павлом II польский Епископат подчеркивал, что интеграция Польши в структуры ЕС должна служить реализации появившегося после падения в 1989 г. тоталитарной коммунистической системы шанса на «повторное» объединение Западной и Восточной Европы, что позволит ей «дышать двумя легкими». Однако смыслы, вкладываемые Папой и Епископатом в выражение «два легких» Европы, были различными: для Папы это были в первую очередь две религиозные традиции (западная католическая и восточная православная), в то время как для Епископата (как и для польских политиков) второе, «восточное» легкое — это прежде всего посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы (несмотря на то, что в своих пастырских обращениях Епископат говорил о разных взаимодополняющих традициях, в том числе религиозных, Востока и Запада).

В представлении польских епископов, Европа — это прежде всего общность истории, культуры, идей и традиций, опирающихся на прочные иудеохристианские духовные ценности, на греческую философию и римское право. Европейское сообщество ни в коем случае не может ограничиваться экономическим или политическим измерением. Чтобы быть «подлинным» и успешным, оно должно иметь духовное измерение, или — здесь епископы снова обращались к Иоанну Павлу II — быть «сообществом Духа», основанным на христианской культуре и европейских духовных ценностях. Соответственно, забота о причитающемся Польше месте в европейских структурах не должна ограничиваться исключительно политическими и экономическими аспектами. Польша должна оставаться в Европе — польский Епископат вновь повторил слова Папы Римского, произнесенные им при вручении верительных грамот польским послом в Ватикане, — «как государство, имеющее свое культурное и духовное обличье, свои непреходящие исторически сложившиеся традиции, от начала связанные с христианством. Польша не может лишиться этих традиций, этой национальной идентичности. Становясь членом объединенной Европы, Польша не может ничего утратить из своих материальных и духовных благ, которые ценой жизни защищали поколения наших предков». <…>

Наука

Календарь

Фото

Newsletter

Если хотите подписаться на новостную рассылку, введите свой e-mail и нажмите OK

Стипендия Кшиштофа Скубишевского 2017

Стипендия и Научный грант имени Кшиштофа Скубишевского. Стипендия предоставляет возможность прохождения научной стажировки на базе любогопольского ВУЗа.

Узнать больше

Видео